21 октября Думский комитет по труду обсудил вопрос о предоставлении субсидий регионам, отстающим по демографическим показателям (менее 1,4 новорожденного на женщину). Первый заместитель министра труда и соцзащиты Ольга Баталина, представлявшая соответствующие проекты, сообщила, что до 2030 года федеральный центр распределит 75 миллиардов рублей на эти цели для 41 региона. Для этого правительство разработало 12 показателей, включая долю женщин репродуктивного возраста, динамику рождений в городах и селах, миграционную убыль, количество абортов и доходы домохозяйств.
Итоговый показатель для каждого региона будет сформирован на основе суммарных параметров, что станет основой для определения объемов субсидирования по трем «группам мероприятий» — развитие инфраструктуры, выплаты беременным и роженицам, улучшение жилищных условий.
Члены комитета выразили удовлетворение предложенными параметрами, однако выразили озабоченность по поводу сжатых сроков оценки эффективности этих мер (один год) и возможных попыток некоторых граждан получать господдержку сомнительными способами (например, через фиктивные разводы). Светлана Бессараб («Единая Россия») отметила, что планирование и сама беременность занимают больше года, поэтому не удастся «оценить эффективность новых мер по числу рождений за 2025 год».
Госпожа Баталина заверила, что махинации с субсидиями исключены благодаря структуре программ, а в Белом доме считают увеличение сроков оценки нецелесообразным: «Вы правы, мы не сможем полностью оценить эффект в 2025 году, но результаты региональных программ, действующих с 2023 года, будут заметны уже по итогам 2024 года». По словам замминистра, власти «находятся в непростых условиях», так как целевой показатель к 2030 году (1,6 рождения на женщину) превышает даже оптимистичный прогноз Росстата. «Конечно, на принятие решений семьями влияет множество факторов, — размышляла чиновница. — Но для нас главное — чтобы регионы постепенно выходили из зоны демографического спада».
О финансовой поддержке регионов с низкой рождаемостью также говорили позже на встрече председателя комитета Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной (КПРФ) со студентами Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева.
Она отнесла появление соответствующих расходных статей в бюджете к заслугам своего комитета. На мероприятии также вспомнили о фиктивных разводах — в контексте закона о едином пособии по рождению ребенка. По мнению госпожи Останиной, проблема этого закона заключается в том, что помощь предоставляется по определенным материальным критериям. «Эта мера представляется как демографическая, но она привела не к росту рождаемости, а к увеличению разводов, поскольку для получения помощи нужно было попасть в категорию малоимущих», — отметила глава комитета. Она считает борьбу с фиктивными разводами бесполезной, так как выявить граждан, нарушающих закон, сложно. Вместо этого необходимо разработать более гибкие критерии для получения помощи.
Нина Останина отметила ряд положительных тенденций в демографической политике (например, указ президента о помощи многодетным семьям и недавно принятый закон о налоговых вычетах для родителей с двумя и более детьми) и рассказала о том, что еще можно было бы сделать. В идеале, по ее мнению, нужен отдельный закон о поддержке молодой семьи, но пока его нет, глава комитета надеется хотя бы на принятие ее поправки к законопроекту о молодежной политике, узаконивающей понятие «студенческой семьи» и предоставляющей таким семьям особые меры поддержки (например, «социальная няня»). Она добавила, что действующим программам часто не хватает финансирования, приведя в пример госпрограмму «Жилье молодой семье»: «На все про все 4 миллиарда 100 миллионов рублей, в очереди 133 тысячи семей, ежегодно 11 тысяч семей получают жилье. Так что, если вы сейчас почувствуете оптимизм и подумаете, что завтра встанете в очередь и вам дадут жилье — не дадут».
Ксения Веретенникова, Григорий Лейба